Rauf Aliev (rauf) wrote,
Rauf Aliev
rauf

Categories:

Финансовое планирование: делюсь опытом

Во вчерашней статье я писал о шаблоне плана управления релизной разработкой.

Сегодня я расскажу о финансовом плане департамента в его самом элементарном виде. Каждый может, взяв его за основу, сделать что-то свое. Начнем, как всегда, с целей и задач.

Цель финансового плана — оценить расходы на фонд оплаты труда на предстоящий год в разрезе подконтрольного вами департамента. Поскольку это план, ключевое слово — оценить. Для упрощения в шаблоне плана не фигурируют налоги, так как это довольно специфичная для каждой компании тема. Тем не менее, из плана без налогов сделать план с налогами довольно несложно.

// Я сейчас не затрагиваю никакие другие статьи расходов кроме ФОТ, т.к. не хочется все мешать в одну кучу. Возможно, об этом я напишу отдельно.

Какие задачи мы решаем с помощью такого плана?
  • Получаем представление о порядке расходов по фонду оплаты труда в разрезе вашего отдела;
  • Фиксируем эти цифры с финансовым директором или вашим непосредственным руководителем или генеральным директором;
  • Получаем данные для отдела персонала и отдела снабжения — сколько людей будет в какой момент, что позволит им планировать рабочие места, а также собственное время (вдруг у вас в мае взрывной рост!);
  • Получаем данные по средним зарплатам по должностям — позволит оценить, насколько зарплата каждого вашего сотрудника отлична от средней по этой должности;
  • и многое другое.


В отличие от плана управления релизной разработкой, этот шаблон полон формул и они реально облегчают его актуализацию в течение года. Поэтому требования к электронным таблицам повыше: желателен MS Excel, в опенофисе может не заработать.

Итак, какие блоки есть в плане:
  • закладка с общими словами про план (закладка «Справка»)
  • Собственно помесячный план в разрезе месяцев и должностей (закладка «Финплан по отделу»)
    • Помесячный план по количеству рабочих мест
    • Помесячный финансовый план по ФОТ (без налогов)
    • Помесячный план по средним зарплатам по должностям
  • Перечень сотрудников (закладка «Штатное расписание»)
  • Справочник должностей и отделов (закладка «Должности и отделы»)


Начнем с конца. Сначала нужно актуализировать под ваш бизнес справочник должностей и отделов. Каждой должности и отделу сопоставляется код, который потом фигурирует в других таблицах.



Будете добавлять новые строки — постарайтесь вставлять их в середину, а не в конец или в начало. В целом там есть везде «защита от дурака», но вдруг я где забыл. Иначе может уплыть набор строк, которые просматриваются другими таблицами. Например, если суммирование в экселе шло A1-A10, то добавление одинадцатой строки в сумму уже не включится. Это имеет отношение ко всем другим таблицам. Поэтому я всегда стараюсь захватывать в диапазонах лишнюю пустую строку на всякий случай.

Во-вторых, нужно актуализировать должности:



Один из столбцов, как видно из рисунка, имеет стиль «наклонный шрифт». Здесь и далее это будет означать, что этот столбец трогать не надо — он рассчитывается автоматически. А остальные как раз надо. В частности, по каждой должности нужно указать зарплату «для плана». Обычно это немного больше, чем средняя зарплата по должности. За счет «дельты» имеем возможность где-то взять сотрудника «подороже», а кому-то немного повысить зарплату. Код должности не обязательно должен быть в квадратных скобках, но так немного удобнее, как вы увидите далее.

Перейдем к закладке «Штатное расписание». Здесь нужно ввести данные по всем существующим сотрудникам, плюс добавить вакансии.



Широкая таблица тут представлена в две «строки». Целиком таблицу можно посмотреть здесь

По каждой вакансии нужно:
  • Выбрать из ниспадающего списка «Код должности»
  • Выбрать из ниспадающего списка «Код отдела»
  • Порядковый номер или уникальный код сотрудника внутри должности.
  • Ввести ФИО или слово «Вакансия»
  • Указать оклад и премию


Автоматически рассчитаются:
  • Полный код сотрудника, включающий отдел, должность и уникальный номер/код внутри должности.
  • Должность текстом с указанием отдела (просто «для красоты», как говорится — для проверки, правильно ли указаны коды)
  • Средняя зарплата по его должности и отклонение от средней зарплаты — абсолютное и относительное


Теперь самое интересное. В закладке «Финплан по отделу» нужно обеспечить, чтобы правильно были заполнены коды отделов и должностей во всех трех таблицах. Если у вас в отделе одни ведущие программисты, то в этих таблицах будет одна строка. Если еще и верстальщики, сколько бы их не было, то две.

В первой таблице вы должны указать код должности, отдел и число сотрудников по месяцам.



Во второй и третьей таблице нужно лишь указать точно такой же набор должностей, как в первой. Больше ничего трогать не надо, там все рассчитывается само (помним, что италиком выделены ячейки, где все рассчитывается за вас)

Третья таблица — планируемые средние зарплаты по месяцам — вспомогательная:



Вторая таблица — самая важная. Это таблица расходов на ФОТ без налогов по месяцам и должностям.



Сразу оговорюсь, здесь везде наполнение таблиц — бредовое. Поэтому случайно затесались сюда два тестировщика в отделе ИТ на разные позиции. В принципе, на цифры это бы никак не повлияло, но поскольку это все равно шаблон… В общем, такого быть не должно.

Вот, в принципе, и все. Скачать шаблоны можно у меня на сайте, RaufAliev.ru или прямо здесь:
скачать шаблон
финансового плана отдела
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment