?

Log in

No account? Create an account

rauf


Блог Алиева Рауфа

О жизни и о себе


Previous Entry Поделиться Next Entry
чем бы озаглавить…
rauf
Вчера слушал Френки шоу за 2006 год и там было упоминание, вроде как, о 12 основных сюжетах, на которых строится весь кинематограф. Начал поиски и нашел всего две классификации. Одна - Борхеса, о 4 сюжетах. Вторая - Ж. Польти.


Жорж Польти, список из тридцати шести тем или сюжетов, которыми исчерпывается вся мировая литература и драматургия.

1) Мольба
2) Спасение
3) Месть, преследующая преступление
4) Месть, близкому за близкого
5) Затравленный
6) Внезапное несчастье
7) Жертва кого-нибудь
8) Бунт
9) Отважная попытка
10) Похищение
11) Загадка
12) Достижение
13) Ненависть между близкими
14) Соперничество между близкими
15) Адюльтер, сопровождающийся убийством
16) Безумие
17) Фатальная неосторожность
18) Невольное кровосмешение
19) Невольное убийство близкого
20) Самопожертвование во имя идеала
21) Самопожертвование ради близких
22) Жертва безмерной радости
23) Жертва близким во имя долга
24) Соперничество неравных
25) Адюльтер
26) Преступление любви
27) Бесчестие любимого существа
28) Любовь, встречающая препятствия
29) Любовь к врагу
30) Честолюбие
31) Борьба против бога
32) Неосновательная ревность
33) Судебная ошибка
34) Угрызения совести
35) Вновь найденный
36) Потеря близких


Борхес, Четыре цикла


Историй всего четыре. Одна, самая старая — об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои. Защитники знают, что город обречен мечу и огню, а сопротивление бесполезно; самый прославленный из завоевателей, Ахилл, знает, что обречен погибнуть, не дожив до победы. Века принесли в сюжет элементы волшебства. Так, стали считать, что Елена, ради которой погибали армии, была прекрасным облаком, виденьем; призраком был и громадный пустотелый конь, укрывший ахейцев. Гомеру доведется пересказать эту легенду не первым; от поэта четырнадцатого века останется строка, пришедшая мне на память: "The borgh brittened and brent to brondes and askes" Данте Габриэль Россетти, вероятно, представит, что судьба Трои решилась уже в тот миг, когда Парис воспылал страстью к Елене; Йитс предпочтет мгновение, когда Леда сплетается с Богом, принявшим образ лебедя.

Вторая, связанная с первой, — о возвращении. Об Улиссе, после десяти лет скитаний по грозным морям и остановок на зачарованных островах приплывшем к родной Итаке, и о северных богах, вслед за уничтожением земли видящих, как она, зеленея и лучась, вновь восстает из моря, и находящих в траве шахматные фигуры, которыми сражались накануне.

Третья история — о поиске. Можно считать ее вариантом предыдущей. Это Ясон, плывущий за золотым руном, и тридцать персидских птиц, пересекающих горы и моря, чтобы увидеть лик своего бога — Симурга, который есть каждая из них и все они разом. В прошлом любое начинание завершалось удачей. Один герой похищал в итоге золотые яблоки, другому в итоге удавалось захватить Грааль. Теперь поиски обречены на провал. Капитан Ахав попадает в кита, но кит его все-таки уничтожает; героев Джеймса и Кафки может ждать только поражение. Мы так бедны отвагой и верой, что видим в счастливом конце лишь грубо сфабрикованное потворство массовым вкусам. Мы не способны верить в рай и еще меньше — в ад.

Последняя история — о самоубийстве бога. Атис во Фригии калечит и убивает себя; Один жертвует собой Одину, самому себе, девять дней вися на дереве, пригвожденный копьем; Христа распинают римские легионеры.
Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их — в том или ином виде.


  • 1
(Deleted comment)
  • 1